Цели:
·
работа над понятием «права человека», «права
ребенка».
·
знакомство детей с Декларацией;
·
развитие чувства человеческого достоинства;
·
воспитание терпимости, взаимопонимания и
равенства.
Ход классного часа.
Давным-давно,
тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные
Вопросы:
- Что
люди могут делать и чего не могут?
- Что
они обязаны делать и чего не обязаны?
- На
что они имеют право и на что не имеют?
И так далее.
слайд 1
Без ясного ответа
на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
И люди взялись
за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью
различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и
войнах, не говоря уже о самых заурядных драках...
И, конечно же,
поиск ответов на Главные Вопросы не мог оставить в стороне искусство и
литературу.
Буратино и
Царевна-лягушка, Гулливер и Дон-Кихот, князь Гвидон и Том Сойер занялись решением
вопросов о Правах Человека.
слайд 2
И вместе с ними тысячи и тысячи
других литературных героев...
И правильно сделали! Без этого
они были бы нам совершенно неинтересны!
В конце концов,
людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация
прав человека.
слайд 3
Если в
точности соблюдать всё, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле
немедленно прекратятся. Правда, только в том случае, если соблюдать... А чтобы
соблюдать, нужно, по крайней мере, познакомиться со всеми тридцатью её
статьями.
Всеобщая декларация
прав человека была принята в 1948 году.
В 2010 году
исполняется 20 лет со дня присоединения России к Конвенции ООН о правах
ребенка.
Сегодня на
уроке мы поговорим о некоторых статьях этой декларации.
Когда дети
рождаются, они свободны, и с каждым должны обращаться одинаково. Они обладают
разумом и совестью и должны дружелюбно поступать по отношению друг к другу.
Каждый имеет право на следующие
права, несмотря на:
·
различный пол;
·
различный цвет кожи;
·
различия в языке, на котором говорит;
·
различия во мнениях;
·
принадлежность к другой религии;
·
обладание большим или меньшим имуществом;
·
рождение в различных социальных группах;
·
происхождение из другой страны,
Также не имеет значения тот факт, является ли ваша страна
независимой или нет.
слайд 4
- Вы имеете право жить, и жить в условиях свободы и
безопасности, и никто не имеет права покушаться на вашу жизнь.
- Никто не имеет право относиться к вам как к рабу, и
вы никого не должны обращать в рабство.
- Никто не имеет права пытать, унижать и жестоко с
вами обращаться.
- Вы имеете право думать, что хотите, говорить, что
вам нравится, и никто не должен запрещать вам делать это, но при этом, вы
должны уважать чужое мнение и не оскорблять других людей.
- Вы должны иметь все, что вам необходимо, для того
чтобы вы и ваша семья не болели, не голодали, не испытывали недостатка в
одежде и жилище.
- Вы имеете право ходить в школу, каждый должен
ходить в школу. Вы должны иметь возможность получить профессию или учиться
столько, сколько пожелаете. В школе вы должны иметь возможность развивать
все свои способности, и вас должны учить ладить с другими людьми,
независимо от их расы, религии и страны, из которой они родом. Ваши
родители имеют право выбирать, как и чему вас будут учить в школе.
- Вы имеете право свободно передвигаться внутри своей
страны.
- Каждый человек имеет право на отдых и досуг.
Вы имеете
обязанности перед обществом, в котором только и возможно полное развитие вашей
личности. Закон должен гарантировать права человека, следя за тем, чтобы каждый
человек уважал других и чтобы другие уважали его.
Во всех частях
мира ни одно общество, ни один человек не должны допускать действий, которые
уничтожают права человека.
Викторина «Права»
слайд 5
Перед вами иллюстрации
сказок:
- «Дюймовочка»
- «Гарри Поттер»
- «Три поросенка»
- «Золотой ключик»
- «Мороз Иванович»
- «Золушка»
- «Красная шапочка».
Дети отвечают, называя сказку.
Ответьте, пожалуйста, на
следующие вопросы.
- В какой сказке нарушено право на неприкосновенность
жизни?
- В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?
- В каком произведении нарушено право на
неприкосновенность жилища?
- В каком произведении нарушено право человека
владеть своим жилищем?
- В каком произведении нарушено право на отдых и
досуг?
- В каком произведении нарушено право работающего на
справедливое вознаграждение?
слайд 6
Выберите
право, которое нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
·
право на жизнь;
·
право на получение образования;
·
право на владение имуществом.
слайд 7
Рассмотрите
рисунки.
К какой сказке
относится первая иллюстрация?
- Выберите право, нарушение которого изображено на
рисунке:
·
право на жизнь;
·
право на неприкосновенность жилища;
·
право на справедливый суд;
·
право на труд.
- Скажите, кто нарушает это право.
- Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои
права?
слайд 8
К какой сказке
относится вторая иллюстрация?
- Выберите право, которым воспользовалась лягушка:
·
право на свободное передвижение;
·
право на неприкосновенность жилища;
·
право на образование;
·
право на труд.
- Скажите, кто помог лягушке воспользоваться её
правом на свободное передвижение.
- Как далеко могла передвигаться лягушка, используя
своё право на свободу передвижения? Выберите правильный ответ:
·
в пределах болота;
·
в пределах страны;
·
без ограничений.
слайд 9
Нарушение каких прав изобразил
художник?
Поставьте номер рисунка около
нужной строки текста:
·
право на владение личным имуществом;
·
право на свободу;
·
право на неприкосновенность жилища;
·
право на жизнь.
слайд 10
Вспомните
сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Выберите из
предложенного списка нужные слова и закончите предложения:
·
законный и справедливый суд;
·
уехать из своей страны и вернуться на родину;
·
посягательство на честь и репутацию.
- Князю Гвидону, превратившемуся в комара, никто не
мешал воспользоваться правом …
- Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой
виноваты в … царицы.
- Получив
сообщение от гонца, царь Салтан решил отложить решение до своего возвращения,
чтобы установить виновность или невиновность царицы с помощью …
Все мы разные,
у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то
свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас
есть что-то общее, что нас объединяет. Что общее у всех людей? (Права человека).
Права человека
есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает права от
рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные
права.
Все основные
права записаны в документе – Всеобщей
декларации прав человека.
Декларация
– это основные принципы, к которым стремится государство.
Сегодня мы
рассмотрели некоторые статьи из Всеобщей декларации прав человека. Какие статьи
вы запомнили?
Закончить наш классный
час я бы хотела словами кота Леопольда, которые он произнёс после прочтения
Всеобщей декларации прав человека:
«Ребята, давайте
жить дружно!»
|