Цели:
·
облагораживание
души и сердца подростка;
·
обогащение
его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселения в нем
светлых образов и мыслей.
Задачи:
·
развивать
потребности в нравственном самосовершенствовании;
·
сориентировать
на ценности человеческой личности;
·
сформировать
положительную мотивацию в широком смысле этого слова
" Все хорошее в природе - от солнца; а все лучшее в жизни - от
человека”.
М. Пришвин.
На доске – 2 звезды (на обратной стороне
имена детей, чью звезду мы должны зажечь).
Доброта-
тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать.
Доброта - это отзывчивость, душевное
расположение к людям, стремление делать добро другим.
Сегодня мы с вами отправимся в сказочное
путешествие. А попасть нам помогут волшебные бусинки. Я подойду к каждому, и вы
выберете ту бусинку, которая вам больше понравится.
Берегите эту бусинку, чтобы вернуться назад.
(Звучит песня о доброте)
А теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите
свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души),
подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы
себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп,
мы терпеливо подождем каждого.
Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное
человеческое чувство- ДОБРОТА.
Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и
заметила, что в классе стало светлее. Это, наверно, потому что собрались здесь
добрые сердечные люди.
Ведь доброта- это солнце, которое согревает
душу человека. Давайте все вместе прочитаем слова М. Пришвина.
Итак, разговор у нас сегодня будет о доброте
·
Что
такое доброта?
·
Что
значит "добрый человек”?
·
Чем
отличается "добрый человек” от "добренького”?
Какие пословице о доброте вы знаете? Чему они
учат?
Пословицы:
·
В
добрый час молвить, в дурной промолчать.
·
Кстати
промолчать, что доброе слово сказать.
·
От
вежливых слов язык не отсохнет.
·
Пословицы учат:
- хвалить за
хорошее и не всегда замечать недостатки людей;
- шутить по-
доброму;
- не быть
любопытным;
- быть
чистосердечным в отношении с собеседником;
- не спешить
обвинять в чем-то, пока не разберешься в причинах и т. д.
Какие стихотворения о добре вы знаете?
- Чтение
стихотворений М.Лисянского "Добрые слова”.
- М. Шехтера
"Немало встречается злого”.
- К. Бальмонта
"Помню я”…
- А. Ремизова "Как
много на земле домов”.
Вы прослушали стихотворения, в которых
говорится о доброте, о добрых заветных словах. И я надеюсь, что вы сделали
правильный вывод, как нужно вести себя с другими
людьми, как важно не обидеть не только делом,
но и словом.
Великий педагог В.А. Сухомлинский: " Вы
живете среди людей, проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы
зла, неприятностей, неудобств своими поступками. Делайте так, чтобы людям,
которые вас окружают, было хорошо”.
Чтение сказки "Звездная страна”.
В одной сказочной
стране жили-были звездочки, поэтому страна называлась Звездная. Звездочки были
разные: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные и даже
черные. Они и по размеру были разные. Жили здесь совсем крохотные звездочки,
жили и средних размеров, жили и вовсе огромные звезды. Не было среди них ни
одной звездочки точь в точь похожей на другую. Но всех их объединяло одно общее
свойств. Душа каждой звездочки была заполнена любовью ко всем жителям этой
сказочной страны. Поэтому они видели друг в друге только хорошее и доброе и от
этого светились удивительным волшебным светом. Звездная страна от этого
чудесного сияния была необыкновенно красива и неповторима. Повсюду царили мир,
согласие, взаимопонимание и любовь.
Но однажды пролетал
над Звездной страной самый пакостный из всех пакостей на свете злой волшебник,
которого так и звали Пакость Пакостьевич. Увидел Звездную страну Пакость
Пакостьевич и закипела в нем зависть. Как же так думает, любовь кругом,
красота, мир. Никто не воюет, никто не ссорится. И не стало Пакость
Пакостьевичу покоя. К сожалению, встречаются еще такие экземпляры, которым
очень плохо, если другим хорошо. И задумал Пакость Пакостьевич свое злое дело.
А чтобы звездочки его не узнали, обернулся ветром перемен и начал нашептывать,
что мол в других странах веселее, интереснее и лучше живут. Заволновались
звездочки, забеспокоились. Им тоже хотелось зажить еще интереснее, еще веселее,
еще лучше. "А что же нужно для этого сделать?” - поинтересовались звездочки.
"Все очень просто, нужно находить в других недостатки, все время ругать,
побольше критиковать, вспоминать все проступки, которые когда-то были
совершены”, - учил со знанием дела Пакость Пакостьевич. Но звездочки не умели
этого делать. И злой волшебник принялся их обучать дальше.
- Эй, ты, - крикнул
он черной звездочке по имени Аделаида. - Ты чего такая черная? Знаю, знаю,
умываться ленишься. Фу, грязнуля, какая... Тонну мыла надо, чтобы такую чумазую
отмыть. Хи-хи-хи... ха-ха-ха...
Кто-то подхватил,
кто-то промолчал... Но веселее не стало. А черная звездочка Аделаида от грубых
насмешек стала прямо у всех на глазах тускнеть и не светилась уже удивительным
волшебным светом как раньше. А Пакость Пакостьевич не унимался.
- Эй, громадина, -
крикнул он большой зеленой звезде Иоланте. Вот разъелась... Смотри, скоро всю
страну без продуктов оставишь с такими-то аппетитами. Ха-ха ха...
Никто не заступился.
И от грубых насмешек начала блекнуть яркая прежде зеленая звездочка Иоланта. А
Пакость Пакостьевич все не унимался. Он подошел к маленькой розовой звездочке
по имени Юта и стал смеяться над ней.
- Ой, не могу... Что
это за крохотуля? Не звездочка, а микроб какой-то. Только в микроскоп такую
разглядывать. Какой от нее прок, зря только небо коптит. И снова весело
расхохотался.
От таких грубых и
злых слов, странного смеха крохотная розовая звездочка Юта почти совсем
погасла. И тут многие звездочки подхватили идею Пакость Пакостьевича. Они
принялись с большим усердием выискивать недостатки в каждой звездочке,
критиковали друг друга, вспоминали все проступки, которые были совершены
когда-то. И от грубых, обидных слов, дурных мыслей любовь стала уходить, а души
начали заполняться ненавистью, злобой, завистью. И от этого звездочки поблекли,
потускнели и уже не светились удивительным волшебным светом, который когда-то
придавал неповторимое очарование Звездной стране. Прекрасная и светлая ранее, она
превращалась в унылую, серую, безжизненную страну. Первой опомнилась совсем
юная белая звездочка по имени Люська. Она решила во чтобы то ни стало спасти
свою любимую родину. "Что же делать?” - думала Люська. "Может быть подождать
доброго волшебника? Но когда он прилетит? Ведь так можно прождать и год, и два,
и три, и тридцать три, а то и вовсе не дождаться. А действовать надо прямо
сейчас немедленно иначе может быть поздно. И она на свой страх и риск начала
действовать.
·
От
чего звездная страна стала превращаться в унылую, безжизненную страну? (Многие
звездочки подхватили идею Пакость Пакостьевича.)
·
Докажите,
что имя Пакость Пакостьевич говорящее? (Тот, кто делает пакости, унижает честь
и достоинства других, оскорбляет, выискивает у других недостатки).
·
Кто
первый опомнился? (Люська).
·
Что
делать? Может подождать доброго волшебника? А действовать надо прямо сейчас.
·
Как
бы вы стали действовать? (Стали бы находить хорошие слова. Всех хвалить. Не выискивать в другом человеке
недостатки и промахи. Подчеркивать достоинства, лучшие стороны.)
·
А
вам интересно, что предприняла Люська? (Дочитать сказку).
Люська стала вместо
недостатков находить в звездочках достоинства, искала то доброе и хорошее, что
было в душе каждой из них. Сначала она обратилась к черной звездочке Аделаиде.
- Аделаида, ты очень
добрая, ты всегда заботилась о больных звездочках. Благодаря твоему вниманию,
чуткости, терпению они быстрее выздоравливали.
И свершилось чудо.
Поблекшая звездочка Аделаида засияла вдруг снова удивительным волшебным светом.
- Ура! Получилось.
Добрые слова помогают - ликовала обрадованная Люська. И начала действовать уже
увереннее.
- Иоланта, я всегда
восхищалась твоей ответственностью, твоей пунктуальностью. Ведь ты ни разу в
жизни никуда не опоздала. И от этих добрых слов Иоланта вновь вспыхнула,
засверкала, переливаясь всевозможными оттенками чудесного зеленого цвета.
Потом Люська
заговорила с крошечной звездочкой Ютой.
- Хоть, ты, Юта, и
очень маленькая, но душа твоя напоминает огромный неиссякаемый кладезь
всевозможных интересных творческих идей. Именно благодаря тебе наши праздники
проходили так весело и интересно.
И Юта засияла вновь
удивительным волшебным светом. Люськину идею подхватили другие звездочки. Они
принялись искать друг в друге что-то доброе и хорошее, что было в душе каждой
из них. И свершилось чудо. Звездочки вспыхивали одна за одной как огоньки
новогодней гирлянды. Снова Звездная страна засияла удивительным волшебным
светом, вновь она стала прекрасной и неповторимой, пожалуй, она стала еще
краше, чем прежде. А Пакость Пакостьевич понял, что ему здесь нечего больше
делать и убрался восвояси. Он полетел искать такую страну, жители которой
обожают находить в других недостатки, а достоинств не замечают, где любят
критиковать друг друга, ссориться, вспоминать ошибки и промахи, где долго
помнят обиды. А не пролетал ли Пакость Пакостьевич случайно над вашей страной?
·
Чему
учит сказка? Пригодится ли она в жизни?
Сказка учит, что
·
нельзя
безоглядно доверять всем подряд;
·
помнить,
что в мире есть добро и зло,
·
что
порой с молчаливого нашего согласия кто-то творит ужасные дела;
·
бывают
в жизни такие ситуации, когда самый обыкновенный человек должен взять
ответственность за изменения ситуации, а порой не торопиться что-то менять,
·
учит
терпимее относиться друг к другу и еще очень многому другому…
Я бы хотела, чтобы и у нас в классе зажглись
две звезды. И имя этим звездам _______и ________
Возьмите звездочки, напишите добрые слова об
этих двух ребятах и подарите им кусочек добра и тепла. Давайте поможем сегодня
засиять разноцветными звездочками доброго и хорошего, что есть в их душах.
Сейчас я раздам вам маленькие звездочки, и
каждый напишет, что хорошего и доброго есть в этих ребятах, какие добрые дела
они совершили. (Приклеить звезды).
Вот видите, как по-новому засияли сегодня
ребята. И в этом им помогли вы все. Большое спасибо.
Игра "Теплые ладошки” (Вращающиеся
движения ладошками, раскрыть, поделиться теплом друг с другом.)
Сейчас в нашем классе стало тепло, хотя за
окном минус 20. А по классу пробежал теплый ласковый ветерок, и доброе,
согревающее душу настроение. И на душе стало радостно. Возьмите теплыми руками
бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу, подумайте о том, что вы
возьмете с собой в жизнь с этого классного часа. Пусть этот опыт помогает вам
быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и
хорошее, что есть в душе каждого человека. Кто готов - откройте глаза.
Путешествие наше подошло к концу (бусинки
нанизываем на одну нитку).
Посмотрите, какие чудесные бусы получились у
нас. Так и мы с вами связаны с другими , но в то же время каждая бусинка
существует отдельно.
Так и человеку порой хочется быть вместе со
всеми, а порой хочется побыть одному. Посмотрите, как плотно бусинки прилегают
друг к другу, как будто они очень дружны между собой.
Я хочу, чтобы вы в классе тоже были
сплоченные и дружные, чтобы эти отношения у вас остались надолго.
Давайте же теплые ладошки друг другу и закончим
наше путешествие песней. (Поем песню, взявшись за руки.)
|