Понедельник, 20.08.2018, 19:34

Сайт Новиковой Марины Евгеньевны


Облако тегов
Календарь
«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Наш опрос
Каким должен быть современный учитель?
Всего ответов: 222
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
Краснослободск, Мордовия
Главная » 2011 » Ноябрь » 2 » "Из истории школьной формы"
22:57
"Из истории школьной формы"

«Из истории школьной формы».

Цель: ознакомление с историей возникновения школьной формы в нашей стране;

            развитие понятия – деловая одежда и современная школа.

             воспитание осознанного отношения к внешнему виду.

Задачи:

·         выработать единые требования к внешнему виду учащихся конкретного класса;

·         формирование навыка культуры внешнего вида «В человеке всё должно быть прекрасно…»

·         Познакомить с историей школьной формы в России и за рубежом.

·         Выработка умений работать в группе, командой.

Оборудование: Мультимедийная установка, презентация к классному часу, бумага, ручки.

Содержание занятия:

·            история появления школьной формы

·            сообщение о школьной форме учащихся зарубежных стран

·            сообщение результатов опроса родителей, учеников, учителей

·            мнения врачей, психологов

·            работа в творческих группах, обсуждение и выступление по теме «Деловая одежда и современная школа»

Вступительное слово

Используя презентацию рассказать и показать учащимся историю происхождения школьной формы в России с 1834 года до наших дней.

«Экскурсия в прошлое школьной формы».

Отсчитывать мы её будем от 1834 года (да-да, аж оттуда!). Просто именно в этом году был принят закон, утверждающий общую систему всех гражданских мундиров. Именно к ним относились мундиры гимназический и студенческий.

Следует отметить, что до революции фасон формы успел поменяться несколько раз (1855, 1868, 1896 и 1913 годах) - соответственно веяниям моды. Но всё это время форма мальчиков колебалась на грани штатско-военного костюма.

Зато форма для девочек порадует нас знакомыми коричневыми платьями и фартучками - именно эти костюмы явились основой для формы советских школ. И те же самые белые воротнички, та же скромность фасона... Девчачья форма была утверждена на целых 60 лет позже мальчиковой - в 1896 году.

Форма гимназиста была, кстати говоря, показателем социального статуса носителя - если учусь, значит, родители богаты.

Всё изменилось после революции. В 1918 году вышел декрет "О единой школе...", отменявший школьную форму как таковую и именовавший её "наследием царско-полицейского режима", эдаким пережитком прошлого.

Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. А по факту, у страны на тот момент просто не было финансовых возможностей одеть огромное количество детей в форму.

Период "бесформенности" длился до 1949 года. Только тогда снова вводится единая форма - вечные коричневые шерстяные платья с чёрным фартуком для девочек и логичные для того времени военные гимнастёрки с воротником-стоечкой для мальчиков.

Именно тогда появились белые "праздничные" фартуки и пришивные воротнички и манжеты - со временем несколько менялся лишь фасон, но не общая суть формы девочек. В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником - белые (ещё в таких случаях приветствовались белые колготки).

Длиной платья были до колена или ниже, но поскольку дети имеют обыкновение расти, к концу учебного года девочки щеголяли в чём-то вроде мини-юбок. Слабым местом были рукава - они постоянно протирались на локтях, и даже в мою бытность школьницей многие мои одноклассницы сверкали заплатами. От долгого сидения начинал "блестеть" и зад.

Мальчиковая форма продолжала традиции дореволюционной гимназической - она тоже была полувоенного вида. В 1962 году гимнастёрки поменяли на серые шерстяные костюмы, но милитаризированного вида они не потеряли. Важными аксессуарами была фуражка с кокардой и ремень с бляхой. Строго регламентировались причёски - под машинку, как в армии.

И вот, наконец, в 1973 году мальчиков нарядили в ту форму, которую мы все помним - синие полушерстяные костюмы (курточка джинсового кроя и брюки). На рукаве курточки была пластиковая эмблема с книжкой и солнышком (реже эмблема была клеёнчатой), которая имела обыкновение постепенно отрываться. А на плечах были погончики.

Форма девочек прежней. Единственное, как платья, так и фартуки, могли бы глядеть совершенно по-разному. Юбки были полуклешёные, в складку, плиссированные. Воротники - стоечкой или отложные. Особо ценились платья с застёжкой спереди. Фартуки делали из различного материала - вплоть до кружевных. Самые стильные - те, которые не застёгивались на пуговичку, а завязывались сзади на бантик.

В качестве воротничков и манжет часто использовали шитьё или кружева.

До 1976 года девочки с первого по 10-й класс ходили именно в этой форме. А вот тут, наконец, появилось что-то новое: так называемая "пионерская форма" - синий полушерстяной костюм-тройка (пиджак, жилет, юбка). В праздничных случаях полагалась ещё белая рубашка с эмблемой на рукаве, но в дни обычные девочки носили разнообразные блузы.

У мальчиков тоже появился аналог "взрослой формы" - тёмно-синий брючный костюм.

В 1988 году форменная история плавно двинулась к концу. Части школ в качестве эксперимента разрешили отменить форму как таковую.

А в 1992 году советская форма была отменена окончательно.

Выступление  с сообщением по теме «А как у них?» Используется презентация.

Статистические данные по России
          Большинство россиян (64%) считают, что в школах следует вводить форму одежды. Доля тех, кто придерживается противоположной точки зрения, вдвое меньше (31%).
         По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), чаще всего за введение школьной формы выступают женщины - 77%. Из них 39% считают, что «безусловно следует» ее ввести.
         Социологи отмечают, что на этом фоне существенно выделяется позиция в отношении школьной формы молодых респондентов 18-24 лет, среди которых преобладает отрицательное отношение к ее введению - половина опрошенных этой группы (51%) против введения школьной формы, тогда как «за» - лишь треть (38%).
           По сравнению с респондентами, считающими себя плохо и средне материально обеспеченными, хорошо обеспеченные опрошенные демонстрируют более негативное отношение к введению формы в школах. Из них 43% полагают, что этого делать не следует. Хотя и в этой группе большинство (56%) готово поддержать такую меру.
           Основные преимущества школьной формы - сглаживание социального неравенства детей (это отмечают 53% опрошенных) и ее «дисциплинирующий» фактор (44%). Немаловажным для родителей является и то, что школьная форма формирует чувство общности и сплоченности с классом, школой (18%). Лишь 15% опрошенных не видят никаких «плюсов» введения школьной формы. Причем, среди молодежи 18-24 лет доля тех, кто таких преимуществ не находит, максимальна и составляет треть опрошенных (34%).
            Главные недостатки школьной формы - нежелание детей ее носить (32%) и «потеря индивидуальности» (18%). Также респонденты указывают на фактор «затратности» - 15% отмечают повышение финансовых расходов на обучение ребенка, а 11% - затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы. Нередко к «минусам» относят низкое качество материалов и пошива школьной формы (14%). Впрочем, немало и тех - четверть опрошенных (25%), - кто не видит никаких недостатков во введении школьной формы.

Работа в творческих группах. Обсуждение и выступление по теме «Деловая одежда и современная школа».

Выработка единых требований к внешнему виду учащихся нашего класса, учитывая пожелания учеников и материальные возможности родителей.

 Подведение итогов

Преимущества:

·         Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.

·         Форма дисциплинирует человека.

·         Единая школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде.

·         Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.

·         Нет проблемы "В чем пойти в школу", у детей возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание учиться.

·         Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.

·         Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.

·         Школьная форма экономит деньги родителей.

Недостатки:

·         Нежелание детей ее носить.

·         "Потеря индивидуальности”.

·         Повышение финансовых расходов на обучение ребенка.

·         Затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы.

·         Низкое качество материалов и пошива школьной формы.

Выводы: НУЖНА ЛИ ШКОЛЬНАЯ ФОРМА? КАКОЙ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ?

Делая выводы из сказанного, отметим – современная школьная форма – это набор одежды и аксессуаров к ней, которые могут свободно комбинироваться, оставаясь при этом школьной формой. Школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплине, сглаживает социальное неравенство, дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу. Она должна быть стильной, красивой, не уничтожать индивидуальность. Если человек – личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно. Пушкин, будучи лицеистом, тоже носил форму.

Просмотров: 6384 | Добавил: nowmarina | Теги: классный час | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: