«Из истории школьной
формы».
Цель: ознакомление с историей возникновения школьной формы
в нашей стране;
развитие понятия – деловая одежда и
современная школа.
воспитание осознанного отношения к внешнему виду.
Задачи:
·
выработать
единые требования к внешнему виду учащихся конкретного класса;
·
формирование
навыка культуры внешнего вида «В человеке всё должно быть прекрасно…»
·
Познакомить
с историей школьной формы в России и за рубежом.
·
Выработка умений
работать в группе, командой.
Оборудование: Мультимедийная установка,
презентация к классному часу, бумага, ручки.
Содержание
занятия:
·
история
появления школьной формы
·
сообщение о
школьной форме учащихся зарубежных стран
·
сообщение
результатов опроса родителей, учеников, учителей
·
мнения
врачей, психологов
·
работа в
творческих группах, обсуждение и выступление по теме «Деловая одежда и
современная школа»
Вступительное слово
Используя
презентацию рассказать и показать учащимся историю происхождения школьной формы
в России с 1834 года до наших дней.
«Экскурсия в
прошлое школьной формы».
Отсчитывать мы её будем от 1834
года (да-да, аж оттуда!). Просто именно в этом году был принят закон,
утверждающий общую систему всех гражданских мундиров. Именно к ним относились
мундиры гимназический и студенческий.
Следует отметить, что до революции
фасон формы успел поменяться несколько раз (1855, 1868, 1896 и 1913 годах) -
соответственно веяниям моды. Но всё это время форма мальчиков колебалась на
грани штатско-военного костюма.
Зато форма для девочек порадует нас
знакомыми коричневыми платьями и фартучками - именно эти костюмы явились
основой для формы советских школ. И те же самые белые воротнички, та же
скромность фасона... Девчачья форма была утверждена на целых 60 лет позже
мальчиковой - в 1896 году.
Форма
гимназиста была, кстати говоря, показателем социального статуса носителя - если
учусь, значит, родители богаты.
Всё изменилось после революции. В 1918
году вышел декрет "О единой школе...", отменявший школьную форму
как таковую и именовавший её "наследием царско-полицейского режима",
эдаким пережитком прошлого.
Официальные
объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. А
по факту, у страны на тот момент просто не было финансовых возможностей одеть
огромное количество детей в форму.
Период "бесформенности"
длился до 1949 года. Только тогда снова вводится единая форма - вечные
коричневые шерстяные платья с чёрным фартуком для девочек и логичные для того
времени военные гимнастёрки с воротником-стоечкой для мальчиков.
Именно тогда появились белые
"праздничные" фартуки и пришивные воротнички и манжеты - со временем
несколько менялся лишь фасон, но не общая суть формы девочек. В обычные дни
полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником - белые (ещё
в таких случаях приветствовались белые колготки).
Длиной платья были до колена или
ниже, но поскольку дети имеют обыкновение расти, к концу учебного года девочки
щеголяли в чём-то вроде мини-юбок. Слабым местом были рукава - они постоянно
протирались на локтях, и даже в мою бытность школьницей многие мои
одноклассницы сверкали заплатами. От долгого сидения начинал
"блестеть" и зад.
Мальчиковая форма продолжала
традиции дореволюционной гимназической - она тоже была полувоенного вида. В
1962 году гимнастёрки поменяли на серые шерстяные костюмы, но
милитаризированного вида они не потеряли. Важными аксессуарами была фуражка с
кокардой и ремень с бляхой. Строго регламентировались причёски - под машинку,
как в армии.
И вот, наконец, в 1973 году
мальчиков нарядили в ту форму, которую мы все помним - синие полушерстяные
костюмы (курточка джинсового кроя и брюки). На рукаве курточки была пластиковая
эмблема с книжкой и солнышком (реже эмблема была клеёнчатой), которая имела
обыкновение постепенно отрываться. А на плечах были погончики.
Форма
девочек прежней. Единственное, как платья, так и фартуки, могли бы глядеть
совершенно по-разному. Юбки были полуклешёные, в складку, плиссированные.
Воротники - стоечкой или отложные. Особо ценились платья с застёжкой спереди.
Фартуки делали из различного материала - вплоть до кружевных. Самые стильные -
те, которые не застёгивались на пуговичку, а завязывались сзади на бантик.
В качестве
воротничков и манжет часто использовали шитьё или кружева.
До 1976 года девочки с первого по
10-й класс ходили именно в этой форме. А вот тут, наконец, появилось что-то
новое: так называемая "пионерская форма" - синий полушерстяной
костюм-тройка (пиджак, жилет, юбка). В праздничных случаях полагалась ещё белая
рубашка с эмблемой на рукаве, но в дни обычные девочки носили разнообразные
блузы.
У мальчиков
тоже появился аналог "взрослой формы" - тёмно-синий брючный костюм.
В 1988 году форменная история
плавно двинулась к концу. Части школ в качестве эксперимента разрешили отменить
форму как таковую.
А в 1992 году советская форма была
отменена окончательно.
Выступление с сообщением по теме «А как у
них?» Используется презентация. Статистические
данные по России
Большинство россиян (64%) считают,
что в школах следует вводить форму одежды. Доля тех, кто придерживается
противоположной точки зрения, вдвое меньше (31%).
По данным Всероссийского центра
изучения общественного мнения (ВЦИОМ), чаще всего за введение школьной формы
выступают женщины - 77%. Из них 39% считают, что «безусловно следует» ее
ввести.
Социологи отмечают, что на этом
фоне существенно выделяется позиция в отношении школьной формы молодых
респондентов 18-24 лет, среди которых преобладает отрицательное отношение к ее
введению - половина опрошенных этой группы (51%) против введения школьной
формы, тогда как «за» - лишь треть (38%).
По сравнению с респондентами,
считающими себя плохо и средне материально обеспеченными, хорошо обеспеченные
опрошенные демонстрируют более негативное отношение к введению формы в школах.
Из них 43% полагают, что этого делать не следует. Хотя и в этой группе
большинство (56%) готово поддержать такую меру.
Основные преимущества школьной
формы - сглаживание социального неравенства детей (это отмечают 53% опрошенных)
и ее «дисциплинирующий» фактор (44%). Немаловажным для родителей является и то,
что школьная форма формирует чувство общности и сплоченности с классом, школой
(18%). Лишь 15% опрошенных не видят никаких «плюсов» введения школьной формы.
Причем, среди молодежи 18-24 лет доля тех, кто таких преимуществ не находит,
максимальна и составляет треть опрошенных (34%).
Главные недостатки школьной
формы - нежелание детей ее носить (32%) и «потеря индивидуальности» (18%).
Также респонденты указывают на фактор «затратности» - 15% отмечают повышение
финансовых расходов на обучение ребенка, а 11% - затраты времени и сил
родителей в связи с приобретением формы. Нередко к «минусам» относят низкое
качество материалов и пошива школьной формы (14%). Впрочем, немало и тех -
четверть опрошенных (25%), - кто не видит никаких недостатков во введении
школьной формы.
Работа в творческих группах. Обсуждение и
выступление по теме «Деловая одежда и современная школа».
Выработка
единых требований к внешнему виду учащихся нашего класса, учитывая пожелания
учеников и материальные возможности родителей.
Подведение итогов
Преимущества:
·
Строгий
стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.
·
Форма
дисциплинирует человека.
·
Единая
школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде.
·
Ученик в
школьной форме думает об учебе, а не об одежде.
·
Нет проблемы
"В чем пойти в школу", у детей возникает позитивный настрой, спокойное
состояние активизирует желание учиться.
·
Школьная
форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного
коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.
·
Если одежда
придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.
·
Школьная
форма экономит деньги родителей.
Недостатки:
·
Нежелание
детей ее носить.
·
"Потеря
индивидуальности”.
·
Повышение
финансовых расходов на обучение ребенка.
·
Затраты
времени и сил родителей в связи с приобретением формы.
·
Низкое
качество материалов и пошива школьной формы.
Выводы:
НУЖНА ЛИ ШКОЛЬНАЯ ФОРМА? КАКОЙ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ?
Делая выводы
из сказанного, отметим – современная школьная форма – это набор одежды и
аксессуаров к ней, которые могут свободно комбинироваться, оставаясь при этом
школьной формой. Школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплине,
сглаживает социальное неравенство, дает возможность осознать свою
принадлежность к определенному коллективу. Она должна быть стильной, красивой,
не уничтожать индивидуальность. Если человек – личность, то уничтожить его
индивидуальность невозможно. Пушкин, будучи лицеистом, тоже носил форму.
|