Цели:
- познакомить учащихся с
Конституцией России;
- объяснить основные
обществоведческие понятия;
- воспитывать чувство гордости за
свою страну.
Оборудование:
- Конституция России;
- портреты Путина В. В., Ельцина Б.
Н.;
- таблица "Права и обязанности
граждан России”;
- толковый словарь:
Конституция
– устройство государства.
Федерация –
договор, союз.
Демократия –
народ и власть, народовластие.
Президент –
глава государства, исполнительная власть, избирается народом.
Государственная
Дума – законодательная власть, избирается народом.
Правительство
– исполнительная власть.
Ход мероприятия
Учитель:
-
Сегодня мы продолжим наш разговор о нашей Родине. Наш разговор пойдет о
Конституции. Но прежде, чем получать новые знания, давайте вспомним то, что мы
уже с вами знаем.
- Как называется наша Родина?
- Как называют людей, живущих в
России?
- Почему к Москве у нас особое
отношение?
- Какие символы государства вы
знаете?
- Что представляет собой
Государственный герб России?
- Опишите российский флаг.
- Что вы можете рассказать о
Государственном гимне России?
Ответы
учащихся.
- Наша Родина называется – Россия.
- Людей, живущих в России, называют
россиянами.
- Москва – это столица нашей
Родины.
- Основные символы государства –
это Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн.
- Государственный герб России
представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами,
заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым
орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми
коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В
правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном
щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным
копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
- Государственный флаг Российской
Федерации – это прямоугольное полотнище трех равновеликих горизонтальных
полос: верхней – белого цвета, средней – синего, а нижней – красного
цвета.
- Гимн – это песня, посвященная
своей Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Он
прославляет могущество и величие нашей огромной страны. Каждая страна
имеет свой Государственный гимн. Есть он и у России. Его авторы – С. В.
Михалков и А. В. Александров. Гимн мы учили на уроках музыки. То, как мы
относимся к гимну, говорит о том, как мы относимся к государству.
Учитель:
-
Молодцы! Вы все правильно ответили. Каждый гражданин должен уважать символы
своего государства, знать слова гимна своей Родины.
Отношение к
символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к самому
государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление
государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в
Конституции.
Кстати, а что
такое Конституция?
Ответы
учащихся: -
Конституция – это основной закон государства.
Учитель:
-
Верно. Обратимся к нашему помощнику – толковому словарю. В переводе с
латинского языка слово "конституция” обозначает "устройство”, то есть то, как
устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным
законом нашего государства, основные правила по которым мы живем, записаны в
Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово "Конституция”
пишется с заглавной буквы.
(Учащимся показывается Конституция
Российской Федерации).
А знаете ли
вы, когда была принята наша Конституция?
Ответы
учащихся: -
Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря 1993 года.
Этот день стал всенародным праздником.
Учитель:
-
Правильно. Но мне хотелось бы немного обратиться к истории, думаю, что вам это
будет интересно.
В
дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР
была принята после Великой Октябрьской Социалистической революции в 1918 году,
а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик -
вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому
принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже России,
действительно была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Вот
как она начиналась:
Мы, многонациональный народ Российской
Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы
человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся
государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и
самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к
отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную
государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,
стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из
ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая
себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИУЦИЮ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
- Ребята, а
вам не показалось странным то, что мы с вами живем в России, а в тексте
написано о принятии Конституции Российской Федерации. Как вы думаете, почему?
Ответы
учащихся: -
Наша страна называется Россия, но ее полное название Российская Федерация.
Учитель:
-
В статье 1 Конституции так и записано: "Российская Федерация – Россия…”. А что
значит слово "федерация”?
Ответы
учащихся.
Учитель:
-
И вновь обратимся к словарю. "Федерация” в переводе с латинского означает
"договор, союз”.
Наша страна
называется Российской потому, что большинство ее населения – русские. А вот
слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на ее землях живут и другие
народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные
области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в
федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны.
Ее населяют
более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих
в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот
как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации:
Государство гарантирует равенство прав и
свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
И вы должны
об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства.
Россия есть единое многонациональное демократическое государство.
А как вы понимаете
выражение "демократическое государство”? Что такое демократия?
Ответы
учащихся.
Учитель:
-
В толковом словаре написано, что "демократия” в переводе с греческого языка
переводится как "народ” и "власть” или "народовластие”. Значит, в нашей стране народу
принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством.
А каким
образом, по-вашему мнению, народ может это делать?
Ответы
учащихся: -
Например, народ может выбирать Президента своей страны, выбирать депутатов в
Государственную Думу, одобрять или критиковать какие-либо решения
Правительства.
Учитель:
- Кто такой Президент? Какими
полномочиями он наделен?
- Кто является Президент в России в
настоящее время?
- Что такое Государственная Дума?
Чем она отличается от Правительства?
Кто может
ответить на мои вопросы?
Ответы
учащихся.
- Президент России – это глава
государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей
страной, ее политикой, ведет международные переговоры от имени России,
подписывает договора и законы, является Верховным Главнокомандующим
Вооруженных Сил Российской Федерации.
- В настоящее время Президентом
России является Дмитрий Медведев. Он избирается на этот пост первый раз.
Это третий Президент России. Первым был Борис Николаевич Ельцин, вторым
Путин Владимир Владимирович.
- Государственная Дума выбирается
народом сроком на 4 года, она выражает волю своих избирателей при принятии
каких-либо законов. А вот Правительство старается исполнить то, что
необходимо для нормальной жизни в стране.
Учитель:
-
Ну что ж, попробуем обобщить и немного уточнить ваши знания.
Слово
"президент” в переводе с латинского языка означает "сидящий впереди, во главе”.
Действительно, Президент России – это глава нашего государства, который
избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой
оговариваются его права и обязанности. Кстати, там же, в статье 81 сказано о
том, что
"Президентом Российской Федерации может
быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно
проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет”.
В настоящее
время Президентом России является Владимир Владимирович Путин, который
совместно с Правительством является исполнительной властью государства.
В отличие от
них, Государственная Дума является законодательной властью. Законодательная, то
есть, принимающая законы. Она избирается, как и Президент, всенародно на 4
года. В ее состав входят 450 депутатов. В статьях 96 и 97 Конституции
указывается на то, что каждый гражданин с 18 лет может выбирать представителей
в Государственную Думу и сам может быть избранным в ее состав, если ему 21 год.
Кроме
исполнительной и законодательной власти в России существует судебная власть.
Как вы думаете, чем она занимается?
Ответы
учащихся: -
Судебная власть следит, чтобы в стране все жили по законам, по Конституции.
Если существуют нарушения, то она за них наказывает.
Учитель:
-
Да, судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов
исполнительной и законодательною властями, разрешает конфликты, восстанавливает
права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только
судом, как отмечено в статье 118 Конституции России.
С этим мы
разобрались, но вот в чем вопрос. Мы говорили о правах и обязанностях
Президента перед страной и народом. А мы, как граждане России, наверное, тоже
имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете?
Ответы
учащихся: -
Каждый гражданин Российской Федерации имеет право выбирать или быть избранным,
право на образование, на медицинскую помощь, на труд, на защиту Отечества.
Учитель:
-
Стоп! Давайте здесь остановимся, чтобы разграничить такие понятия, как "права”
и "обязанности”.
Что такое
"право” и что такое "обязанность”? В чем их различие?
Ответы
учащихся: -
"Право” - это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а вот
"обязанность”, наоборот, - это то, что граждане гарантируют дать своему
государству. В этом и состоит их различие.
Учитель:
-
Пользуясь этим нехитрым объяснением, давайте попробуем составить таблицу "Права
и обязанности граждан России”. Кстати, в Конституции правам и обязанностям
человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причем, права
даются в совокупности со свободами.
Права и свободы
граждан
|
Обязанности граждан
|
- право избирать
и быть избранным,
- равенство прав
и свобод,
- право на
жизнь,
- право на
личную неприкосновенность,
- право на
защиту своей чести и доброго имени,
- право на
свободное передвижение,
- право на
жилище и его неприкосновенность,
- право на труд,
- право на
отдых,
- право на
образование,
- право на охрану
здоровья и медицинскую помощь,
- право на
получение юридической помощи,
- право на
получение социальной помощи,
- свобода мысли
и слова,
- свобода
совести, свобода вероисповеданий,
- свобода
информации,
- свобода
творчества.
|
- обязанность
защищать Родину,
- обязанность
соблюдать законы,
- обязанность
сохранять природу и окружающую среду,
- обязанность
платить налоги.
|
Забота
о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
|
Посмотрите,
как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей
возлагает на них Родина. Многие из них нам хорошо понятны, но вот на некоторых
хотелось бы остановиться и узнать, как вы понимаете, например, право на жизнь и
право на свободное передвижение.
Ответы
учащихся: -
Это значит, что жизнь любого человека охраняется законом и государством. Никто
не может лишать человека жизни, подвергать его пыткам, унижению как
физическому, так и моральному. Никто не вправе силой удерживать человека в
каком-либо месте или стране. Но если гражданин совершил какой-либо проступок
или преступление, нарушил права других людей и его вина доказана в суде, то
человека могут посадить в тюрьму и тем самым ограничить его свободу.
Учитель:
-
Какую свободу получает гражданин при свободе мысли и слова, свободе
вероисповеданий?
Ответы
учащихся: -
Каждый гражданин России может выражать свои мысли во всеуслышание. Его никто не
может заставить изменить свои убеждения. Но при этом он не должен разжигать
ненависть и вражду между людьми и государствами. Также, человек может
принадлежать любой вере, религии, но своими словами или действиями не должен
разжигать войну между народами.
- Если
человек высказывает свои мысли, но при этом несправедливо оговаривает
кого-нибудь, оскорбляет, то в соответствии с Конституцией его могут привлечь к
правовой ответственности за клевету. Прежде чем что-то сказать, нужно хорошо
подумать!
Учитель:
-
Молодцы!
Еще мне
хотелось бы обратить особое внимание на последнюю строчку в нашей таблице. Не
думайте, что она касается только ваших родителей. Да, сегодня вы – дети, а в 18
лет вы станете полноправными взрослыми гражданами и, конечно же, родителями.
Всегда помните о том, что забота о детях, их воспитание – это не только право,
но и обязанность. У каждого ребенка есть право на любовь и заботу. Как много
сегодня в мире, да и в нашей стране, детей оставленных в домах малютки, детей,
чьи родители лишены родительских прав, детей-беспризорников. Они не виноваты ни
в чем, они расплачиваются за ошибки взрослых. Задача государства, как впрочем и
каждого гражданина, помочь им. Нельзя никогда оставлять человека в беде, а тем
более ребенка!
Умейте
отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно такие
же!
Наш разговор
сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали
о Конституции России, об устройстве нашей государственной системы, о правах и
обязанностях граждан.
Великий
русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: "Поэтом можешь ты не быть, но
гражданином быть обязан!”
Чтобы стать
достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю,
что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать
свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать
не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту
страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию,
преумножать ее славу и беречь ее богатства.
|