Цель :
поразмышлять с учащимися о важнейших нравственных ценностях: добре, уважении,
любви, милосердии, о сложности нравственного выбора.
Форма:
Классный час-размышление
Участники
: учащиеся класса, классный руководитель
Подготовительный
этап: 1.Подобрать пословицы и поговорки о добре и зле.
2.Нарисовать символы добра и зла.
3.Написать сочинение на тему добра и зла
Ход классного часа:
Эпиграф:
«Чтобы поверить в добро,
Надо начать его делать»
Л.Н.Толстой
Вступительное слово
учителя:
Что такое добро? Что такое зло? На протяжении всей своей
истории человеческое общество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте
сегодня, ребята, поразмышляем вместе.
Учитель предлагает
учащимся продолжить фразы:
·
Доброта – это …
·
Добрый человек – это…
Обобщая ответы учащихся , учитель говорит о том, что добром
считаются отношения доверия, милосердия, любви.
Добро - это умение радоваться и сострадать, сочувствовать,
сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Когда
мы говорим о человеке «добрый» , то
имеем в виду ,что он готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды,
не напоказ, а бескорыстно, по велению сердца.
Стихотворение ( читает
учащийся)
Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе,
А скажут лишь доброе слово -
И легче на сердце тебе
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но, редко ,друзья мои, все же
Мы вслух произносим его.
( М. Шехтер )
Учитель:
Мы часто говорим друг другу «Желаю вам всего доброго»,
«Желаю вам добра и счастья » - это не просто выражение вежливости, в этих
словах мы выражаем свою человеческую сущность. По настоящему хорошие, добрые желания живут в душе того,
кто умеет отдавать силы своей души другим людям.
А сейчас, ребята , мы с вами проведем упражнение, которое
называется « скажи мне доброе, ласковое слово». Я даю вам мячик, а вы должны передавать
его друг другу, произнося при этом доброе, ласковое слово.
Учитель:
Спасибо, ребята! Мы с вами убедились в том, что порой добрые
слова найти очень трудно, и не каждый умеет их найти.
Ребята!
Вам было дано домашнее задание: найти пословицы и поговорки
о добре и зле. Давайте посмотрим, как вы с этим справились.
Конкурс: « Пословицы
и поговорки о добре и зле»
- «В
добре жить хорошо»
- «Делать
добро спеши»
- «Доброе
дело и в воде не тонет»
4.«Доброе дело крепко»
5.«Доброму делу не кайся»
6.«Добро и во сне хорошо»
7.«Злой не верит , что есть
добрые люди
8.«Злом за зло не воздавай»
9.«За добро постоим, а на зло
настоим»
10.«Злой человек не проживет в
добре век»
11.«Во зле жить – по миру ходить»
Учитель :
Спасибо, ребята за хорошие пословицы
и поговорки!
А теперь я предлагаю вам к
обсуждению следующие вопросы:
1.Можно ли вообще быть добрым,
никак не проявляя свою доброту в делах?
2.Можно ли принудить, заставить
человека быть добрым?
3.Согласны ли вы с мыслью о том ,
что началом доброго отношения к людям является умение прощать?
4.Может ли быть счастлив человек,
приносящий страдания другим?
Стихотворение: (читает ученик)
Ах, как нам добрые слова нужны,
Не раз мы в этом убеждались с вами,
А может, не слова,- дела важны?
Дела- делами, а слова- словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый
час,
Когда они другим необходимы.
(М.Лисянский)
Ситуативный практикум
Ребята, представьте себе, что ваш обидчик оказался в
критической ситуации, и кроме вас помочь ему никто не может . Как вы поступите?
Может кто-то из вас в жизни сталкивался с такой
необходимостью нравственного выбора?
Домашнее задание
Ребята, вы должны
были дома нарисовать эмблемы добра и зла (ученики
выходят к доске, демонстрируют свои
рисунки и прикрепляют их на доску)
Учитель:
Зло всегда противостоит добру . Зло – это то , что губит душу человека. Зло – это войны и
предательства, зависть и жадность, хамство и равнодушие, эгоизм и обман. Зло –
это когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, а взрослые
не заботятся о детях.
Судить человека надо по его делам.
Высказывания великих
мыслителей
- «Ни
один злой человек не бывает счастлив»
( Ювенал )
- «Жизнь
злых людей полна тревог»
( Дидро )
Стихотворение (читает ученик)
Будь добрым, не злись,
Обладай терпеньем.
И помни, от светлых улыбок твоих
Зависит не только твое
настроенье,
Но тысячу раз настроенье других.
Учитель:
А теперь, ребята, я предлагаю вам послушать басню
древнегреческого баснописца Эзопа, который был рабом при дворе царя Креза.
Солнце и ветер.
Поспорили солнце и ветер о том , кто сильнее.
- «Я докажу, что я сильнее»- воскликнул ветер - «Вот видишь
человека в плаще? Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять
плащ ,чем тебе.
Солнце зашло за тучу, а ветер начал так дуть, пока не
превратился в ураган.
Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахивал на
себе свой плащ. Наконец ветер утих, а
затем и совсем прекратился. Тогда солнце выглянуло из-за тучи и добродушно
улыбнулось старику. Вскоре он стал вытирать пот со лба и снял плащ.
Тут солнце и сказало ветру, что доброта и дружелюбие всегда
пересилят ярость и принуждение. Ребята, в чем состоит смысл этой басни?
Стихотворение:( читает
ученик)
Не зли других, и сам не злись
Мы гости в этом бренном мире
И если что не так, смирись
Будь поумнее, улыбнись,
Холодной думай головой,
Ведь в мире все закономерно:
Зло , излученное тобой ,
К тебе вернется непременно.
И в конце нашего классного часа , ребята, давайте
составим « Свод законов доброты»
Ребята, человек на то и человек, чтобы делать добро, потому
что добрых людей на земле гораздо больше, чем злых, и ваше добро люди смогут
оценить.
Добро всегда побеждает зло!
Творите добро на Земле и оно
обязательно вернется к вам от других людей!
Финальная песня «Мы желаем
счастья вам»
|