Задача школьного обучения - формирование цельной гармонической личности.
Большим тормозом в решении ее на современном этапе стал "дробный
подход" в практике обучения и воспитания школьников.Мы расчленили мир, раздробили его на предметы. Разложив на "части"
человека, начали и воспитывать его по частям. У подростка не остается сил и
времени на постижение культуры, способов взаимодействия с миром и людьми. Прогрессивные
педагоги разных эпох и стран, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, А.И. Герцен, Н.Г.
Чернышевский, подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными предметами
для отражения целостной картины природы в голове ученика, для создания истинной
системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость обобщенного
познания и целостности познавательного процесса. Десять
из 29 общепризнанных видов уроков являются так называемыми нестандартными:
урок-диспут, урок-форум, урок-диалог и т.д. Нестандартным был назван и
интегрированный урок. Этот термин появился на страницах педагогической печати,
начиная с конца 80-х годов. Правда, названия у такой формы занятий были разные:
совместные, интегральные, бинарные. Но если заглянуть в словарь Ожегова, то в
любом из названных определений суть следующая: "объединять в одно
целое".
Методика
интегрированного обучения, как и вся дидактика, в настоящее время
переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования,
разрабатываются новые учебные планы и новые подходы в
изучении дисциплин через интегрированные образовательные системы.
Создаются новые концепции образования, которые основаны на
деятельностном подходе. Настоящее время требует перемены
мышления во многих областях жизни. В образовании сейчас обострились старые
противоречия, связанные с преобладанием целевых ориентиров на высокое качество
знаний, умений, навыков и интеллектуальное развитие школьников. Современная
действительность вызывает необходимость замены формулы «образование на
всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь». В
методике естественных дисциплин накопилось достаточное количество проблем,
которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой
системы естественнонаучных знаний, обновление методов, средств и
форм организации обучения.
Трудности
в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах школ
сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том
числе географии, истории, литературы, языков, математики. Некоторые предметы,
введенные как обязательные ещё совсем недавно, теперь упраздняются. Эта
проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых
педагогических технологий. Обновление образования требует использования
нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегрированных
уроков по разным предметам, в результате проведения которых у детей
возникает более целостное восприятие мира, формируется как раз тот
деятельностный подход в обучении, о котором много говорится.
Введение в школьную программу информатики дало возможность
снять многие возникающие в процессе обучения познавательные трудности, вызвать
интерес у учащихся к физическим и математическим проблемам, показать
возможность их решения новыми, нестандартными методами: алгоритмизацией решения
сложных задач на компьютере, возможностью смоделировать и наглядно увидеть на
экране дисплея физические и математические процессы и управлять этими
процессами и т. д.
Следующей проблемой, которая может быть решена в процессе
интегрированного обучения, является несогласованность, разобщённость этапов
формирования у учащихся общих понятий физики, математики, информатики;
выработки у них обобщённых умений и навыков.
Практика показывает, что нередко одно и то же понятие в
рамках каждого конкретного предмета определяется по-разному — такая
многозначность научных терминов затрудняет восприятие учебного материала.
Несогласованность предлагаемых программ приводит к тому, что одна и та же тема
по разным предметам изучается в разное время. Эти противоречия легко снимаются
в интегрированном обучении, которое решает также ещё одну проблему — экономии
учебного времени.
Большинство учителей считает, что не только уроки
математики, физики, но и все другие
нужны в компьютерном классе. Нашим детям жить в компьютеризированном обществе и
едином информационном пространстве Земли, и они должны уметь применять
компьютер всегда и везде для облегчения себе жизни. Но это вовсе не значит, что
все уроки нужно «впихивать» в компьютерный класс. Или, что любой урок с
применением компьютера можно назвать интегрированным. Будет ли урок составления
программ для химических или физических лабораторных работ интегрированным? Да,
даже если в его подготовке учитель физики или химии участия не принимал. А урок
с применением СД по предмету или применение презентации на уроке? Здесь, скорее, речь идет именно об
использовании компьютера на уроке, а об интеграции. Хотелось бы, чтобы
компьютер был в любом кабинете и, являясь рабочим инструментом педагога,
многократно усиливал эффективность учебного процесса.
Если компьютер лишь инструмент, то и урок вряд ли интегрированный.
Интегрированный урок обязан предполагать взаимопроникновение. А для этого
должно произойти согласование курсов одного предмета и другого. Только в этом
случае от такого урока будет толк (в смысле интегрированности, т.е. видения
учеником взаимосвязи).
Интегрированные уроки имеют много
преимуществ, так как они решают не только общеобразовательные задачи,
позволяющие формировать у учеников наиболее целостное
восприятие мира. Большая возможность использовать на интегрированных
уроках различных технологий, методов, форм - позволяет решать еще
одну не менее важную задачу в условиях нашей школы - это
здоровьесберегающий подход в обучении. Интегрированный урок имеет психологическое преимущество:
пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает
сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей тем самым обеспечивает
формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести не
только учебную, но и исследовательскую деятельность.
Если сделать некоторое обобщение сказанному, то под
интеграцией в современной школе понимается одно из направлений активных поисков
новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию
творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью
более эффективного и разумного взаимодействия с учащимися.
|