Четверг, 02.05.2024, 05:25

Сайт Новиковой Марины Евгеньевны


Категории раздела

Облако тегов
Наш опрос
Каким должен быть современный учитель?
Всего ответов: 233
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
Краснослободск, Мордовия

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

"Проблема оснащения и организации занятий в кабинете информатики с обучающимися различных возрастных групп"

Особенностью нашей школы является малокомплектность. Это еще, наверное, и ее трудность. Но современное положение дел таково, что в ближайшее время количество таких школ в сельской местности только увеличивается. В современной образовательной системе большинства территорий России особое место занимают сельские малокомплектные школы: примерно 31,5 тыс. сельских школ основного общего образования и еще около 15 тыс. начальных малокомплектных школ. В сельских школах обучается примерно треть школьников страны. Определяющими характеристиками этих школ являются малая наполняемость класса и осуществление учебного процесса с разновозрастными группами. Разновозрастная группа учащихся – это объединение детей и подростков разного возраста на основе общих целей или интересов.

Обучение в разновозрастных группах особенно характерно для начальной школы, где одновременно проводятся уроки в 2-3 параллелях. Класс с малой наполняемостью существенно отличается по своему составу от обычного школьного класса. В этих условиях возникает масса организационно-педагогических проблем, среди которых наиболее острая – невозможность четкой дифференциации и индивидуализации учебной деятельности. Практически все учащиеся в такой школе являются одновременно участниками учебного процесса в первом, втором, третьих классах. Это нарушает логику усвоения учебного материала, замедляет темп обучения, способствует переутомлению детей. Значительные усилия учителя в таких школах затрачиваются на организацию дифференцированного процесса обучения, на разъединение учащихся по видам учебной деятельности.

В данной ситуации персональный компьютер и информационные технологии дают учителю много преимуществ: это и вариативность работы, и индивидуальный подход, и развитие самостоятельности (а самостоятельность личности в обучении - одна из главных целей образования), и наглядность, и, самое главное, увеличение объема времени для работы. Информационные технологии влияют на развитие самостоятельности, самоконтроля, рефлексии, позволяют воспринимать и перерабатывать информацию удобным для каждого способом, выбирать сложность заданий, темп выполнения, характер и степень помощи, использовать информационные материалы неограниченное число раз, осуществлять работу над своими ошибками, осуществлять связь школы и жизни.

Сегодня возникает потребность создания  разновозрастных групп при организации учебной деятельности детей в малочисленных школах не только в начальных классах. Такие объединения стихийно или целенаправленно формируются в образовательных учреждениях, выполняя разнообразные образовательные и воспитательные функции, обеспечивая успешную социализацию детей и подростков. Анализируя исторический и современный отечественный и зарубежный опыт, а также результаты многолетнего исследования, можно утверждать, что обучение в разновозрастных группах при правильном педагогическом обеспечении создает благоприятные условия для проявления и развития индивидуальности каждого ребенка, самореализации детей и формирования у них социально значимых качеств. По ряду показателей обучение в разновозрастных группах является более эффективным в сравнении с обычной классно- урочной системой.

Воспитательный потенциал обучения в разновозрастной группе существенно возрастает, если обеспечивается взаимодействие, общение детей разного возраста, то есть удовлетворение важнейшей потребности подростка. Это возможно при организации совместной учебной деятельности детей, которая создает  разновозрастную группу.

Обучение в разновозрастных группах содержит в себе также огромный не до конца использованный потенциал. В такой группе, как правило, действует разделение труда. Младшие дети собирают материал, старшие оформляют его на компьютере, занимаются отправкой материала или помогают младшим осуществить поисковую работу в сети Интернет. В этом случае важно выбрать такой сетевой проект, который окажется учителю и детям по зубам и будет доведен организаторами до конца, т.е. будут обнародованы его результаты и как-то отмечены победители. Отрицательный опыт, полученный учителем на этом этапе, как правило, запоминается надолго и может легко оттолкнуть. Положительный же, наоборот является большим стимулом. Проблема в том, что заранее не всегда можно этот опыт спрогнозировать. Проекты в сети Интернет заявляют разные люди, далеко не всегда они последовательны и доброжелательны к участникам. Участников таких проектов необходимо поощрять в рамках своей школы.

Учащиеся нашей школы участвуют  в дистанционных и  сетевых проектах. Приведу как  пример, участие команды школы «Зеленый мир» (состав: 8 человек  учащиеся 6,7,8 классов) в дистанционной олимпиаде по биологии. Здесь нужны были навыки и работы с электронной почтой,  и тестирование в on-lain, и работы в графических программах и др. Конечно, помогал учитель информатики. Но дети прекрасно находили общий язык, помогая друг другу и в работе на компьютерах, и в подборе материала, и в выполнении эскизов эмблем.

Как способ реализации взаимодействия учащихся в разновозрастной группе можно рассматривать выполнение ими различных междисциплинарных проектов с применением ИКТ. При создании ситуаций такого взаимодействия необходимо учитывать, что учащиеся имеют различный уровень знаний, умений и навыков в области компьютерных технологий.     Приведу  пример реализации этих ситуаций при выполнении учениками проекта в условиях разновозрастных групп.
Например, построение плана местности (география – информатика). Данная тема может рассматриваться как с точки зрения объяснения нового материала (для учащихся 6 классов), так и с точки зрения использования компьютерных инструментов для работы с уже известным учебным материалом (для 9 класса). Учащиеся сотрудничали друг с другом при выполнении заданий в малых группах. А результат интересен как для урока географии, так и для урока информатики.

Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывая интересы учащегося. Метод проектов не является каким-то специальным методом обучения — это всего лишь форма обучения, причем внеурочная. Ученики не обучаются в одном классе и могут иметь разный уровень знаний. У учащихся вырабатывается система отношений с партнерами по совместной деятельности.
Очевидны преимущества такого подхода: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, выявление лидеров, развитие научной пытливости, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, сознательная дисциплинированность группы.
    Таким образом, организация учебного процесса с применением ИКТ в ситуациях межсубъектного взаимодействия позволяет организовать сотрудничество учащихся разного возраста, межпредметные связи, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, показать ученикам и изучить возможности современных компьютерных технологий для решения учебных, бытовых и профессиональных задач.

Но в  наши дни очень острой проблемой является оснащение школьных кабинетов информатики компьютерной техникой, которую можно было бы периодически обновлять. То есть техникой, которая будет идти в ногу со стремительным развитием всевозможных технологий. Не все школы могут позволить себе такое дорогое удовольствие. Реализация Государственной программы информатизации системы среднего образования предполагает изменение роли кабинетов информатики в школе. В современных условиях кабинет информатики должен стать центром формирования информационной культуры, глубокого овладения новыми информационными технологиями для сознательного их использования в учебной и профессиональной деятельности учащихся.

Компьютерный парк МОУ Чукальская СОШ составляет 3 единицы компьютеров. Количество обучаемых на 1 компьютер составляет 15 человек, что является неплохим, хотя и недостаточным, показателем. Очень непросто вести уроки  в 9 классе, где обучается на сегодняшний день 10 человек, при наличии в классе всего трех компьютеров, учитывая, что есть домашние компьютеры только у четверых.

 В нашем кабинете информатики проводятся:

·           занятия по информатике;

·           занятия по базовым общеобразовательным учебным предметам с использованием                    вычислительной техники;

·           экспериментальные уроки и практические занятия; 

·           внеклассные и факультативные занятия.

Мы пытаемся максимально загрузить кабинет в урочное и внеурочное время.

Кабинет информатики имеет с доступ к Интернету и снабжен определенными информационными ресурсами в виде CD и DVD дисков, различного назначения. Наша медиатека насчитывает около 50 дисков. Среди которых есть как энциклопедии, так и библиотеки мультимедийных ресурсов по предметам: математике, химии и истории, географии и физике, биологии  и др. Но мы не можем использовать открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), которые представляют собой электронные образовательные ресурсы нового поколения. С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Наиболее очевидны новые возможности при изучении культуры и искусства, представлений о макро- и микромирах, многих других объектов и процессов, которые не удается или в принципе невозможно наблюдать. Но наши компьютеры устарели, и технические параметры не соответствуют.

Роль и задачи кабинета информатики на сегодня несколько меняются в свете активного применения новых информационных технологий в учебном процессе. Если несколько лет назад это был кабинет для изучения информатики, то теперь этот кабинет стал центром информационных технологий в школе. Не случайно, что на смену информатике, в школьном курсе был введен предмет информатика и информационные технологии. Однако, эффективность процесса обучения с использованием компьютерных технологий возможна только в том случае, если созданы необходимые для этого условия. Их отсутствие может привести к нежелательным последствиям в личностном развитии ребенка: отчуждению детей друг от друга, ограничению их подвижности, ухудшению зрения, утомляемости и т.д.

При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. Рабочие места обучающихся, оснащенные персональными ЭВМ, должны состоять из одноместного стола и подъемно-поворотного стула. Столы и стулья должны быть разных ростовых групп с цветовой индикацией.

 

Группа

мебели    

Высота переднего края сиденья стула, мм

Группа роста, мм

Цвет маркировки

Высота стола, мм

4

380

1460 до 1600

Красный

640

5

420

1600 до 1750

Зеленый

700

6

460

1750 до 1800

Голубой

760

 

А если этого нет? В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног. Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится примерно на центр монитора или немного выше.

Необходимо грамотно организовывать работу на уроке, использовать различные методы и средства обучения, и тем самым свести работу за компьютером к разумной и оправданной. Самочувствие учащихся на уроке зависит от длительности работы с экраном, качества изображения, состояния микроклимата в кабинете, надежности оборудования (отказы в работе компьютера приводят к резкому возрастанию нервно-эмоционального напряжения у школьников), удобства используемой мебели, правильной организации рабочих мест, посадки учащихся. Следует отметить, что возникающее у учащихся во время работы за компьютером нервно-эмоциональное напряжение, снимается достижением полезного результата и, напротив, неэффективность действий школьника приводит к его возрастанию. Поэтому совершенно необходимым требованием для профилактики возможных негативных влияний на состояние здоровья является контроль за обязательным достижением школьника правильного результата на компьютере.

Недостаточно иметь в кабинете надежную технику, отвечающую санитарно-гигиеническим нормам. Необходимо правильно расположить ее в кабинете. Помимо столов с компьютерами, за которыми учащиеся будут находиться при выполнении конкретного задания, надо оборудовать столы для работы без компьютеров. Причем удаленность от машин, когда учащиеся не используют данные средства обучения должна, быть не менее двух-двух с половиной метров (в зависимости от техники). Целесообразно обеспечить кабинет демонстрационным компьютером (экраном), на котором учащиеся, не покидая своих мест могут увидеть программу, демонстрируемую учителем. Это позволит избежать неоправданной потери времени и повысить эффективность.

Современные тенденции в образовании направлены на личность ученика, учёт его индивидуальных способностей. В то же время идёт интенсивная информатизация учебного процесса школы, обусловленная как необходимостью подготовки учащихся к использованию компьютерных инструментов в профессиональной деятельности, так и повышением качества учебного процесса при использовании ИКТ. Влияние этих тенденций на обучение в сельской школе представляется особенно важным, поскольку они позволяют по-новому подойти к решению проблемы малой наполняемости классов, и, таким образом, необходимостью работы с разновозрастными группами.
В заключении хочу сказать, что мы с вами преподаём самый интересный предмет школьного курса. Пожалуй, нет больше учебной дисциплины, где бы изменения происходили так часто. Они буквально переворачивают все, что было известно до сих пор. Проблем много, но не надо ждать милостей от природы и тем более раскисать. В нашем деле надо все время продвигаться вперед и искать альтернативные пути решения любой проблемы.

Категория: Мои статьи | Добавил: nowmarina (20.10.2010)
Просмотров: 3131 | Комментарии: 1 | Теги: РМО, Выступления | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: