Не
секрет, что на сегодняшний день даже в том виде, как они есть, миллионы
Internet-ресурсов могут удовлетворить потребности многих людей в новых знаниях
в различных областях человеческой деятельности. Но мы обсудим целенаправленное
использование Internet-технологий в учебном процессе. Анализ ресурсов Internet показывает, что для подготовки к занятиям или
непосредственно на уроке учителя и их ученики могут воспользоваться
образовательными ресурсами, виды которых представлены ниже.
Обучающие информационные материалы
Уроки
и конспекты лекций нетрудно оформить в виде Internet-презентаций в гипертекстовом формате с
богатыми иллюстрациями, видео- и аудио-вставками. Эти материалы можно
разместить на школьном сайте. Также
материалы можно разместить на одном из нескольких десятков web-серверов,
предоставляющих дисковое пространство бесплатно
Больше
усилий на подготовку содержательной части и на решение вопросов технической
реализации потребуется при создании электронных (или виртуальных) учебников, которые кроме самой
обучающей информации имеют удобную систему навигации, систему гипертекстовых
связей, средства для создания закладок, глоссарий и многое другое.
Незаменимыми
вспомогательными средствами для быстрого ответа на сложные вопросы являются энциклопедии, справочники,
словари, персоналии и тому подобная объёмная, но хорошо
структурированная информация Например, универсальные и специализированные
словари сегодня можно без труда найти в Internet и воспользоваться ими в любой момент совершенно
бесплатно.
Виртуальные экскурсии и путешествия
Сайты
музеев, галерей, выставочных залов и других организаций сферы культуры можно
использовать для проведения такого интересного вида занятий, как виртуальная
экскурсия. Также можно организовать виртуальное посещение заводов и лабораторий
научных центров. Используя сайты городов и стран, можно организовать
виртуальное путешествие на уроке географии, а с использованием web-камер можно
заглянуть во многие уголки планеты в режиме on-line. Огромное
количество астрономических сайтов позволяет организовать путешествие на другие
планеты и в другие галактики.
Виртуальные
лабораторные работы
Компьютер позволяет проводить сложные вычисления и
осуществлять наглядную визуализацию результатов. Эти возможности используются
для моделирования различных явлений и процессов при организации виртуальных
лабораторных работ. Компьютер не только продемонстрирует опыт или эксперимент,
который бывает просто невозможно организовать в школьном кабинете, но и
поможет, изменяя параметры модели, проанализировать результаты выполненных
измерений. Многие возразят, что моделирование никогда не заменит реальный
физический эксперимент и что опыт экспериментатора сильно отличается от опыта
тех, кто работает с моделями. Но это не проблема. Лабораторная установка может
быть подключена к web-серверу. С помощью программ, работающих на сервере, также
можно организовать управление ее параметрами и анализ результатов.
Обучающее программное обеспечение
На
уроках по многим дисциплинам можно использовать разнообразные обучающие
программы: конструкторы, тренажеры, развивающие игры, известные также под
названием квесты (от англ. quest - поиски). Эта форма занятий стала популярна, когда ещё
не было Internet. Теперь же многие из известных обучающих программ
реализуются с использованием Internet-технологий, кроме того,
Internet-технологии предоставляют новые возможности для организации
интерактивного взаимодействия ученика с программой.
Виртуальные семинары и консультации
Конечно,
ничто не заменит живого общения между учителем и учениками, но с развитием
технологий изменяется и сама форма общения. С помощью различных программных
продуктов можно провести синхронные аудио- и видеоконференции, или асинхронные
консультации с использованием средств электронной почты. Для учеников и
преподавателей, которые находятся далеко друг от друга или по каким-либо
причинам не могут общаться очно - это
настоящая находка
Тестирование
Проверка
знаний - один из самых важных (и сложных) этапов в образовательном процессе.
Это индикатор, который сообщает об успехах или неудачах как ученика, так и
учителя. Тестирование с использованием компьютера любят и преподаватели,
которых компьютер освобождает от утомительной процедуры проверки, и ученики,
всегда готовые поработать за компьютером вместо того, чтобы стоять у доски или
сидеть за партой.
Тестирование в Internet проводится по-разному. Это могут быть тесты для
самопроверки, размещённые на страницах электронного учебника. Можно организовать
обучающее тестирование, когда выполнение тестовых заданий чередуется с
изучением информационных материалов. В качестве реакции на результат выполнения
тестовых заданий можно использовать гипертекстовые переходы, и тем самым
сделать обучение адаптивным. Для окончательной проверки знаний по изученным
материалам организуется аттестация. В
этом случае и тестовые задания, и ответы учеников сохраняют в базе данных, что
дает возможность вычисления интегрированных, статистических оценок по различным
параметрам.
В процессе обучения на курсах даются рекомендации по
созданию перечисленных образовательных ресурсов. Технологии создания и
размещения информации в Internet освоить
совсем не сложно, а вот сделать свои материалы действительно интересными и
эффективными не так просто. Содержание - это прерогатива преподавателя, автора
образовательного ресурса. Это реализация его задумок, его идеи. Известно, что
каких-либо универсальных методических подходов в обучении не существует. Кроме
того, их эффективность будет меняться в зависимости от предмета, темы урока,
способностей учеников. Поэтому основное внимание уделяется рациональным подходам к созданию образовательных ресурсов Internet, рассказывается об основных инструментах, используемых для их разработки, обсуждается
решение технических проблем, которые возникают при использовании
Internet-технологий. Когда же изложение касается методических проблем, то
предлагается решить их оригинальными способами, и даются лишь некоторые
рекомендации, но никакая точка зрения не навязывается.
|