Современную
школу мы рассматриваем как педагогическую систему, где воспитание и обучение
выступают в качестве важнейших составляющих элементов. Огромное значение
нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в
педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что
подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его
образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали
нравственное формирование.
Формирование
дисциплинированности и культуры поведения -
важнейшая задача нравственного воспитания.
Дисциплина, прежде всего, обеспечивает успех деятельности человека. Если он
пунктуален, аккуратен, строго выполняет все требования, которые предъявляются к
труду и к его служебным обязанностям, это создает предпосылки для достижения
высоких результатов в работе и повышения ее качества. Это, безусловно, хорошо
для общества и для самой личности.
Вместе с тем дисциплина обладает значительным воспитательным потенциалом. Она
делает человека подтянутым, сдержанным, учит его самообладанию, способствует
формированию умения подчинять свои действия и чувства достижению поставленной
цели, создает условия для преодоления недостатков и повышения культуры
поведения. Именно это и делает воспитание сознательной дисциплины и культуры
поведения исключительно важной задачей нравственного формирования личности в
школе.
Сознательная дисциплина, дисциплинированность личности могут иметь различные
уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения.
Однако понятие культура поведения не ограничивается только характеристикой
дисциплины учащихся. Оно включает в себя все стороны нравственного проявления
личности. Говорят, например, о культуре речи, о культуре труда, о культуре
взаимоотношений в коллективе и т.д. В этом смысле культура поведения как
специфический термин означает высокую степень отточенности, отшлифованности
действий и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах
жизни.
Как и воспитание любого личностного качества, формирование дисциплинированности
и культуры поведения базируется на потребности учащихся в своем нравственном
росте. Для этого учителя и классные руководители должны создавать такие
педагогические ситуации, в которых школьники переживали бы внутренние
противоречия между имеющимся и необходимым уровнем дисциплины и стремились бы к
ее улучшению. В этих целях можно использовать целую систему методических
приемов.
Сильнейшее дисциплинирующее влияние на учащихся оказывает увлекательная и
содержательная организация учебной работы! Обеспечение с первых дней учебного
года переживания учащимися радости успехов, умелая активизация их
познавательной деятельности и установление благожелательных отношений с учителями.
В этом смысле полностью сохраняет свое значение педагогическое положение о том,
что дисциплина в школе воспитывается путем установления стройного порядка в
учебной работе, ее высоким качеством и умелой организацией досуга детей, а
также благожелательными отношениями между педагогами и учащимися.
Приучение к дисциплине на занятиях осуществляется с помощью дидактических
методов и приемов поддержания внимания учащихся, активизации их познавательной
деятельности и возбуждения интереса к учению. Увлеченный учебной работой,
школьник сосредоточивается на овладении знаниями, постепенно привыкает к
порядку и начинает сам активно бороться со всеми помехами, отвлекающими от
занятий.
Не меньшее значение имеют упражнения и для организации поведения учащихся на
переменах, а также при проведении внеклассной работы.
Чтобы подтянуть учащихся по тем или иным вопросам поведения, необходимо
осуществить в этом направлении целый комплекс воспитательной работы и в течение
некоторого времени воздействовать на сознание, чувства, поведение и волю
учащихся.
Вторая важнейшая задача -
воспитание сознательного отношения к учебе, целеустремленности, трудолюбия, в
основе которой лежит формирование у школьников положительных, социально
значимых мотивов учения. Стиль
воспитательной работы педагогов школы - это тактичность в отношениях с обучающимися и родителями,
убеждение как основной метод разрешения проблемных
ситуаций, индивидуальный подход к каждому ребенку, уважительное отношение к его достоинству, соблюдение прав ребенка в его самоопределении. Воспитание
ответственного отношения школьника к учебе будет наиболее эффективным при
условии побуждения интереса школьника к учебной деятельности, развитии у него
адекватной самооценки, при содействии семьи в развитии ответственного отношения
школьника к учению.
Семья имеет все возможности для воспитания у детей сознательного отношения к
труду и учебе. Пример родителей является главным фактором воспитания в семье.
Отношение родителей к труду, к повышению своего образовательного уровня
является главным ориентиром для детей в семье. Однако всю значимость труда дети
осознают лишь в процессе собственной трудовой деятельности.
Дети и подростки, которые в семье регулярно выполняли посильные дела,
отличаются более сознательным отношением к учебе в школе и общественной
деятельности. Отношение ребенка к учебе, к приобретению знаний тоже может
формироваться в семье, в ее интеллектуально-культурной обстановке. В семье
необходимо удовлетворять и развивать многосторонние детские интересы к
политике, науке и технике, литературе, спорту и туризму.
Органической
частью формирования дисциплинированности и культуры поведения является
воспитание у учащихся понимания и сознательного отношения к выполнению своих
школьных обязанностей и правил внутреннего распорядка. Решающую роль здесь
играет проведение содержательной разъяснительной работы и организация
познавательной деятельности учащихся по осмыслению правил дисциплины и культуры
поведения. Эта работа должна осуществляться во всей системе обучения и
внеклассных занятий. Педагогическая наука не дает точных рецептов воспитания,
однако она указывает направление поисков правильных путей формирования
личности, предостерегает от принятия неверных решений и действий, способствует
формированию и развитию культуры педагогического мышления. Знание теории
воспитания является основой, овладев которой, каждый сможет создать собственную, индивидуальную и
творческую программу воспитания ребенка.
К.Д.Ушинский считал, что воспитатель, помимо знания психологических
особенностей ребенка, должен владеть также воспитательными средствами и
приемами педагогического воздействия и знать возможный педагогический потенциал
каждого из них.
|